Итоги встречи по вопросу сохранения культурного наследия: когда и как будет осуществляться реставрация зданий «Усадьбы Воронцово»

21 августа состоялась рабочая встреча по вопросу реставрации зданий «Усадьбы Воронцово». В качестве приглашенных гостей на встрече присутствовали историк и эксперт проектной организации «Архитектурное наследие», в настоящий момент разрабатывающей проект реставрации 6-го, 7-го и 8-го домов, Анна Борисовна Китайгордская и историк-усадьбовед Михаил Юрьевич Коробко.
В начале встречи Михаил Коробко кратко рассказал про историческую архитектуру объектов наследия, находящихся на территории Усадьбы. По его словам, основной парадный двор — это 3 пары стилистически близких друг другу зданий: 2 флигеля, построенные при фельдмаршале Николае Васильевиче Репнине в 1790-х годах, и Барский дом, пострадавший в 1812 году, а потом разобранный в середине XIX века.
«Южный флигель всегда исторически был „кухонным“ — там находилась барская кухня, в которой жили люди, работавшие при ней. Северный флигель первоначально был гостевым, а после 1812 года стал выполнять функцию Барского дома — все владельцы Усадьбы жили в нем вплоть до 1917 года» — поделился историк.
Следующий объект культурного наследия, 5-й корпус — это центральный оранжерейный зал с примыкающими к нему крыльями. Раньше здесь была представлена коллекция редких деревьев и растений. Также оранжерейное здание было жилым — в нем жили садовники, ухаживающие за территорией. Данное здание пострадало очень сильно еще в пореформенное время. В конце 80-х XXвека началась его реставрация, ничем в итоге не закончившаяся из-за распада Советского Союза. В 2006-2008 годах вновь были проведены реставрационные работы: оранжерея вышла из состояния руин и превратилась уже в полноценное здание.
Оранжерея стилистически соответствует зданию Людских комнат конного двора (8-ой дом). В нем жили те, кто работал на конном дворе — кучера, конюхи, кузнецы. К зданию когда-то примыкал корпус, в котором находилась конюшня.
Последняя пара зданий — это павильоны. Один из павильонов примыкал к оранжерее и был ее частью. Он восстановлен в 2006-2008 годах. Второй павильон, рядом с конным двором — «вытащен» из более позднего советского здания: первоначально считалось, что он не сохранился. На его месте стояла постройка в стиле конструктивизм, которую, как впоследствии оказалось, получили из русского классицизма путем достройки.
Также в Парке есть ансамбль парадного въезда, самый эффектный элемент Воронцово — ворота с караульнями и башнями, являющиеся одним из символов ЮЗАО; и церковь, которая сделана из ранее существовавшего здания, входившего в ансамбль Турецкой крепости, отдельно построенной вдоль Калужской дороги. В советское время церкви не повезло, к 80-м годам XXвека она уже представляла собой абсолютные руины. Затем, в 90-х годах, здание было восстановлено.
В свою очередь, директор Парка Мартынов Антон Геннадьевич сообщил, что в 2013 году было принято решение, и дано поручение Мэром Москвы, о реставрации усадебных корпусов. В связи с чем, началась прокладка коммуникаций (2015-2016 годы). В 2018 году идет ее заключительный этап — прокладка теплосетей.
Параллельно — здания, которые стояли в оперативном управлении у дирекции Усадьбы (6-ой, 7-ой, 8-ой дома и остатки фундамента 9-го дома), были включены Департаментом культурного наследия в программу «Культура Москвы». Был проведен конкурс, и согласно конкурсу заказчиком является «МосГорРеставрация», проектом которой на сегодняшний день занимается народное бюро «Архитектурное наследие».
После этого слово взяла эксперт отмеченного бюро Анна Китайгородская. Она рассказала об этапах и сроках проекта: «Речь идет о 6-ом, 7-ом и 8-ом корпусах. В 6 строении более-менее сохранился фасад, интерьер. Также, в отличие от 5 флигеля, в 6 сохранились своды» — поделилась эксперт — «На сегодняшний момент уже печатается рабочая документация, рабочие чертежи. Проект уже прошел госэкспертизу и согласован. Речь идет о том, чтобы начинать производство».
Срок окончания проектных работ по контракту — 26 ноября 2018 года. Проектная организация подготовила техническое задание на проведение строительно-монтажных (реставрационных) работ, которые будут просчитаны. После чего эта сумма будет включена в программу «Культура Москвы» на 2019 год. Закончатся работы по восстановлению отмеченных 3-х домов в 2020 году.
Также Администрацией поднимался вопрос о воссоздании «Банного корпуса» (9-й дом). Сейчас там строительная площадка — хозяйственный двор, который необходим для жизнедеятельности парка. Впоследствии он будет перенесен на отдаленные участки. После реставрации все «атрибуты» строительных работ будут убраны, лужайки засеют и, соответственно, появятся дорожки, которые будут подходить к каждому из домов. Насчет 9-го дома Департамент культурного наследия принял решение, что дом будет музеефицирован (там осталась небольшая часть фундамента, но нет никаких эскизов, как дом выглядел. БТИ не ставит фундамент на кадастровый учет, и поэтому нет основания для финансовых вложений).
Многие жители и гости Парка спрашивают, можно ли воссоздать и почему не воссоздается главный дом, сама Барская усадьба, где сейчас стоит летний кинотеатр.
«Этого здания сейчас нет вообще, и не сохранилось никаких исторических изображений» — поделился Михаил Коробко — «В 2000-х годах проводились археологические работы, где были выявлены габариты здания. Часть фундамента там есть, но архитектурных деталей найдено не было. Пока нет понимания о том, как его восстанавливать. Поэтому сейчас максимум, что возможно — это тоже музеефицировать фундамент».
«Если это будет новое строение, то это объект капитального строительства. По закону капитальное строительство на парковых территориях запрещено. Поэтому принято решение пока этот вопрос отложить» — заключил Антон Геннадьевич Мартынов, директор Парка.
Насчет здания оранжереи на встрече было упомянуто, что после его реставрации, оно не было введено в эксплуатацию (не было получено заключение «ГосТехНадзора»). Соответственно на 2017 год и начало 2018 года здание являлось «самостроем», но было узаконено Департаментов городского имущества. А в конце июля 2018 года Оранжерея полностью передана Администрации на баланс. Кроме того, Парк сумел отстоять у «плохих» арендаторов караульные дома въездного ансамбля. Они также на данный момент находятся в оперативном управлении Учреждения. Дирекция Парка и Департамент культуры города Москвы написали в Департамент культурного наследия письма о включении этих зданий в программу «Культура Москвы». Их реставрация и воссоздание уже заложены в бюджет 2019 года. В следующем году это будут проектные работы, а в 2020-2021 годы будут реализованы работы по реставрации.
«6-ое, 7-ое и 8-ое строения у нас рассчитаны на использование, как досуговые центры» — дополнительно сообщила Анна Борисовна — «6-ое строение полностью отдано под кружковую работу, 8-ое также, плюс там будет хореографический зал, где детям можно будет заниматься бальными танцами».
Важно отметить, что с 2018 года Парк запустил программу «Балетная студия». Родители приходят сюда с маленькими детьми и занимаются на открытом воздухе у сцены. В хореографическом зале они смогут заниматься круглогодично, на бесплатной секционной основе.
В 7-ом строении на первом этаже будет выставочный зал с экспозицией, посвященной Парку. На втором этаже — административные помещения. Соответственно, в связи с возникновением новых корпусов и новых видов деятельности, штат сотрудников Парка будет расширяться. Там будут размещены люди, которые будут наблюдать за этими домами. И также, так как это детские кружки-студии — служба охраны. Планируется размещение технических помещений (пожарная служба и т. д.). Кроме того, в зданиях предполагается использование всех современных норм — пандусы, инвалиды и так далее.
Так как Парк является семейным, детским, есть предложение сделать Воронцово центром создания и ведения семей — оборудовать здание оранжереи под дворец бракосочетания. Такая практика есть и в Царицыно, и в Кусково. И это вопрос обсуждаемый.
«Как только у Администрации будет информация по включению в программу Москвы и о начале проведения проектных работ, то мы, вместе с проектировщиками, которые будут участвовать в этом конкурсе, выйдем к общественности и спросим, чтобы Вы хотели видеть» — пообещал директор Парка — «Я как дирекция — за открытые слушания. Мы объявляем об обсуждениях с жителями заранее. Мы проводим рабочие группы на разные темы на постоянной основе — соответственно разные аудитории и разные интересы. В любом случае я призываю всех к обсуждению».